Росприроднадзор Югры взыскивает с Администрации г. Нефтеюганска ущерб, причинённый окружающей среде, в размере более 1,8 миллиарда рублей

В производстве Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры находится дело № А75-8501/2018 о взыскании с Администрации города Нефтеюганска в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Росприроднадзора) вреда, причинённого почвам в размере более 1,8 миллиарда рублей.

Причиной обращения в арбитражный суд послужило административное расследование, проведённое Росприроднадзором Югры в 2016 году. В ходе упомянутого расследования истцом выявлено, что на территории города Нефтеюганска в районе автодороги Нефтеюганск-Сургут находится земельный участок с целевым назначением под использование в целях рекультивации санкционированной свалки твёрдых бытовых отходов.

На основании лабораторных исследований проб почвы на предмет определения токсичности и содержания в них загрязняющих веществ Росприроднадзор Югры произвёл расчёт вреда, нанесённого в результате нарушения ответчиком законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В соответствии с проведённым расчётом общая сумма ущёрба составила более 1,8 миллиарда рублей.         

Возмещать начисленный ущерб ответчик отказался, в связи с чем Росприроднадзор Югры обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд. Ответчик же направил в суд отзыв, в котором выразил своё несогласие с заявленными истцом требованиями и обосновал свою позицию следующим образом.

Как пояснил ответчик, при проведении расследования контролирующим органом не установлены лица, непосредственно разместившие на указанном участке бытовые отходы, само же муниципальное образование в их размещении участия не принимало.   

Кроме того, Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что введённый в эксплуатацию в 1981 году объект (свалка) имеет производственное назначение. Свалка построена именно как объект захоронения отходов, её территория обсыпана техническим грунтом и выполнена гидроизоляция, следовательно, на её территории отсутствует почва, как объект охраны окружающей среды.

В дополнение ко всему ответчик сообщил, что обследование Росприроднадзором Югры земельного участка осуществлялось в отсутствии законного представителя Администрации города Нефтеюганска. Истцом допущены многочисленные процессуальные нарушения при проведении проверки и административного производства, отборе проб почвы и его фиксации (отсутствует информация о самих почвах).

Расчёт ущерба, по мнению ответчика, выполнен также с грубейшими нарушениями – применена такса, предусмотренная для исчисления размера вреда, причинённого почвам зон тайги, в то время как на территории закрытой свалки вообще отсутствуют леса как таковые, а земля закрытой свалки относится к категории земель населённых пунктов.

Наконец, ответчик просил суд учесть и то обстоятельство, что согласно пункту 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда, то есть, в данном случае – обратно в бюджет Администрации города Нефтеюганска. Таким образом, в имеющемся споре возникает вопрос о целесообразности взыскания этих средств.

Исследовав материалы дела, суд назначил его к разбирательству на 27 сентября 2018 года. Подробнее ознакомиться с материалами дела № А75-8501/2018 можно при помощи сервиса «Картотека дел» на сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры hmao.arbitr.ru, а также непосредственно на интернет-ресурсе kad.arbitr.ru.